"Золотой» запас" Как подготовить тренеров учебного центра
"Золотой» запас" Как подготовить тренеров учебного центра
Для журнала «Корпоративные университеты»,
30.10.2015
Юлия Шикова
Директор учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ»
«Задача номер один – производство компетентных людей. Таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».
Малколм Шеппард Ноулс, американский ученый, автор андрогогики – теории обучения взрослых
Дополнительное профессиональное обучение очень востребовано. Причин тому может быть несколько. В их числе – ускорение рабочих процессов и темпов устаревания знаний. Если раньше достаточно было получить полноценное образование и пользоваться его плодами до пенсии, то сейчас технический прогресс вынуждает сотрудников конкурировать и на уровне навыков. Заинтересованность офисных служащих в получении актуальной практической базы является стимулом для развития услуг дополнительного профессионального образования.
Две основные составляющие успешного учебного центра – независимого или корпоративного – это отлаженные бизнес-процессы и хорошие преподаватели. С первыми вопросы возникают редко: процессы отстраиваются по известным и многократно опробованным методикам и в дальнейшем требуют минимального вмешательства со стороны руководства центра. Другое дело – преподавательский состав. Этот ресурс оптимизации и унификации не поддается, поэтому любому центру, рассчитывающему на успех, важно выбрать лучших педагогов – потенциально талантливых или тех, кто в профессии не первый год и на обучении взрослой аудитории, как говорится, собаку съел.
Успешный учебный центр ориентируется на две категории преподавателей:
первая – те, кто реализовался в профессии: обладает необходимыми сертификатами, имеет личный стиль общения с аудиторией, наработанные и проверенные временем методики преподавания;
вторая – тех, кто обладает потенциалом и стойкой мотивацией расти профессионально.
Почему важна личность тренера
Слушатели, надо отдать им должное, сегодня очень разборчивые. Условно аудиторию, пользующуюся услугами центров дополнительного профобразования можно разделить на две категории: первая – те, кто получал высшее образование в 90-е годы прошлого века, вторая – молодые специалисты, ориентированные на накопление практических навыков для продвижения по службе.
Первая категория слушателей, отучившись в вузах, изменила профессию. Приходя на новые должности, люди получали навыки в процессе работы. Какое-то время этой базы хватало для карьерного роста. Но развитие технологий и, как следствие, расширение спектра функциональных задач среднестатистического сотрудника способствовало усилению конкуренции внутри компаний: для продвижения по службе уже необходимо быстро осваивать все то новое, что генерируется в бизнес-среде. Качественные курсы дополнительного образования или переподготовки позволяют решить эту задачу.
Вторая категория слушателей – специалисты, стремящиеся расширить или укрепить имеющиеся навыки. Это молодые люди с активной жизненной позицией, четко представляющие динамику своего карьерного роста.
Обе категории слушателей высоко мотивированы – будь то стремление достичь цели, получить высокие баллы или узнать что-то новое, поэтому они весьма внимательно подходят к выбору учебного центра. И один из ключевых аргументов в выборе – личность преподавателя и его способность работать с разной аудиторией. Именно от того, какой человек будет вести занятия во многом зависит объем знаний, усвоенных слушателями, и степень их удовлетворенности. Для учебного центра – это один из основных показателей успешности.
В 1950-х годах исследователь Сирил О. Хоул выделил три типа взрослых по их отношению к целям и ценностям продолжения образования:
1. Goal-oriented – учащиеся, ориентированные на конечную цель: учатся для достижения четко очерченной цели;
2. Аctivity-oriented – учащиеся, ориентированные на деятельность: учатся, потому что находят смысл в «обстоятельствах» учения, которые не обязательно связаны с содержанием или заявленной целью;
3. Learner-centered – учащиеся, ориентированные на учение: ищут знания ради знания.
Квалифицированный преподаватель должен уметь работать с каждым из этих типов. В «Сетевой Академии ЛАНИТ» есть курс для преподавателей «Эффективное обучение взрослых».
Как подготовить преподавателя
В «Сетевой Академии ЛАНИТ» работают в основном штатные преподаватели, которых тщательно отбирают и готовят. Начинается все с просмотра резюме и предварительной встречи. Помимо профессиональных знаний и опыта работы, оцениваются личностные качества – коммуникабельность, открытость, гибкость и неконфликтность. Если человек подходит, ему предлагается прочитать тестовую лекцию, тему которой он выбирает сам. Задача – показать преподавательское мастерство и умение работать с разными типами слушателей.
Пробная лекция продолжается недолго, до 45 минут. Во время лекции моделируются типовые стрессовые ситуации, которые возникают во время проведения реальных занятий. Конечно, в практике редко встречаются настолько сложные аудитории, чтобы преподавателю приходилось сталкиваться со всем богатством нестандартного поведения слушателей, и все же хороший педагог должен уметь управлять аудиторией, сохраняя техническую точность изложения материала. Роль «благодарных» слушателей выполняют сотрудники учебного центра, которые хорошо знакомы с возможными вариантами развития ситуаций во время группового обучения слушателей. В то же время у экспертов-слушателей нет цели «завалить» кандидата. Главная задача тестовой лекции – практическим путем проверить точность изложения и понимания информации, методологическую сторону и коммуникативные умения преподавателя. Если все три составляющие в порядке, специалиста принимают на работу. Если результаты отрицательные и не видно потенциала, отказывают. Если тестовая лекция была неуспешной, но виден потенциал кандидата, то происходит разбор «полетов» и предлагается повторить пробную лекцию, скажем, через неделю. При повторной попытке проверяется прогресс кандидата, если он значительный, то преподаватель приглашается на работу.
После успешного отбора преподаватель проходит обучение «под присмотром» опытных преподавателей. Если на работу берется молодой преподаватель, то путь становления самостоятельной «боевой единицы» занимает порядка 3-х лет. Но это возможно при условии дефицита кадров на рынке труда, когда компании вынуждены приглашать преподавателей со студенческой скамьи. Сейчас дефицита нет, поэтому учебные центры тратят усилия на выбор наиболее подходящих кандидатов – людей, обладающих базовым набором качеств, необходимых для успешной преподавательской деятельности.
Учебные центры не спешат приглашать преподавателей с большим опытом работы в вузе или школе. Причин тому несколько. Во-первых, и школьная, и вузовская программы рассчитаны на много лет, но длительные циклы обучения противоречат природе учебных центров. Программное обеспечение обновляется каждые два года, поэтому необходимо, чтобы преподаватели могли быстро осваивать новый материал, разрабатывать курсы и начинать по ним работать. Во-вторых, обучение в школе и вузе рассчитано на большие аудитории. Учебные центры работают с небольшими группами слушателей. И, наконец, школьные учителя работают с детьми, да и студенты, которых учат преподаватели вузов, – еще не совсем взрослые люди. А учебные центры ориентированы именно на взрослых, причем сильно мотивированных.
Надо ли преподавателям учиться
Преподаватели учебных центров зачастую самостоятельно разрабатывают учебные материалы, включая запись видеолекции, создание тестовых заданий и интерактивных тренажеров к курсам. В «Сетевой Академии ЛАНИТ» на это уходит около половины рабочего времени преподавателей. Учитывая, что один человек может вести от 10 до 30 курсов длительностью по 40 часов каждый (это средний односеместровый курс в вузе), при этом, курсы постоянно обновляются. Такая производственная ситуация заставляет преподавателей постоянно учиться.
Кроме того, преподаватели, активно занимающиеся разработкой учебных материалов, вынуждены более глубоко и подробно изучать материалы курсов, тем самым существенно повышая свою квалификацию.
Повышению квалификации преподавателей способствует разработка специализированных курсов под конкретного заказчика. Например, для крупной компании, которой необходимо обучить несколько сотен или тысяч сотрудников работе с новой ИТ-системой. Над материалами для таких курсов работают сразу несколько преподавателей, поскольку сроки всегда коротки, а объемы информации огромны. Именно в таких проектах и проявляются лидерские качества преподавателей и умение работать в команде, что очень важно на современном этапе развития образовательного бизнеса. Время одиночек неизбежно уходит.
Услуги учебных центров ориентированы преимущественно на массовый рынок. Это объясняет и подход к формированию преподавательского состава – стремление подбирать людей, способных работать в команде и качественно выполнять работу по формализованным правилам.